Наши, конечно, тоже хороши – тем, что дали возможность чехам как-то с самого начала и в счете повести, и свои моменты не реализовали, да и вообще играли в двух последних матчах совсем не так, как подобает команде с таким подбором игроков. Но ведь не только в этом дело. Практически по каждому опорному и ключевому эпизоду финала можно как минимум спорить, а как максимум предъявлять претензии судьям. Вот забросил нам шайбу Клепиш на 20-й секунде – ну так перед этим, похоже, нарушил правила Яромир Ягр, на что судьи внимания не обратили. Удвоили чехи результат – так там шайба вовсе не клюшкой была заброшена, а коньком Ролинека. И только после специального видеопросмотра арбитры пришли к выводу, что целенаправленного, броскового движения коньком чеха в сторону российских ворот не было – и шайбу засчитали.
Но даже тогда у россиян оставалось время отыграться. Однако за 9 минут до сирены случился матч-штраф Емелина, который свел наши надежды к минимуму. На множестве повторов с самых разных точек на 5-минутное нарушение не было видно даже намека. Более того, силовой прием против Ягра, исполненный Емелиным довольно чисто, по мнению очень многих специалистов, не тянул даже на две минуты. Вот там вот судьи в видео особенно не вглядывались, поверили Ягру, которого с площадки уносили под руки, и влепили Емелину удаление до конца игры. Где они увидели фол – загадка.
Отрадно, что сейчас одному из рефери хватило мужества признать свою ошибку. В интервью финскому сайту Yule арбитр Яри Левонен признал свой просчет. «Во время матча, – рассказывает Левонен, – мне показалось, что россиянин попал Ягру точно в колено. Но после матча я посмотрел видеоповтор и понял, что Емелин не собирался наносить умышленную травму сопернику, а значит, провел силовой прием в рамках правил. В то же время Ягр ведь на льду больше не появился, значит, травма была серьезная. Жаль, что по ходу встречи в подобных эпизодах судьи не имеют права прибегать к видеопросмотрам».
Последняя фраза – как зерно всего вышесказанного. Мы бы и рады смотреть повторы, говорит арбитр, но не имеем права. И в этом смысле наша, российская сторона как сторона пострадавшая имеет полное моральное право обратиться с жалобой в судейский комитет. Чтоб уж если не золото вернуть, то соответствующие изменения в правила внести, дабы в дальнейшем, в аналогичных случаях, справедливость торжествовала. А заодно и разобраться, почему финал с участием сборной Чехии судил представитель Словакии – страны, которую с Чехией объединяет больше, чем просто соседские отношения.